Структура ойратского общества была довольна сложной. Все исследователи единодушно отмечали наличие в нем сословий , но расходились в определении их числа и характера.
По мнению Н.Бичурина, ойраты делились на 2 сословия: военных и духовных, причем первые, в свою очередь - на группы дворян и податных.
С. Богоявленский насчитывал у ойратов 3 сословия: воинов, черных людей и рабов.
Х. Хаслунд – четыре: «белую кость», т.е. аристократов, «черную кость», т.е. податное население, дарханов, т.е. освобожденных от повинностей, и духовенство.
В биографии Зая – Пандиты несколько раз в разных вариантах говорится о «высших, низших и средних», о великих и малых нойонах», « о духовенстве и мирянах», «о знатных и протонародии».
В тексте «Цааджин бичиг», как заметил еще С. Богоявленский, упоминались улусные чиновники, знаменосцы, трубачи, телохранители, придворные, воины, простолюдины, рабы, великие и малые князья.
Делиб – хутухта утверждается, что население Наробачинского владения разделялось на 2 класса – тайджи и харагу, т.е. на аистократию («белую кость») и на «чернокостных» аратов. Последние разделялись соотвественно их правом и повинностям на группы: хамжилга, албату и дарханов.
Сведения большинства источников говорит о том, что монгольское общество делилось на два класса:
1. феодалы – монопольные собственники земли, пастбищных территорий.
2. крестьяне (араты) – рядовые кочевники скотоводы; лишены собственности на землю; феодально-зависимый класс
Хан Джунгарии был первым лицом в государстве ойратских феодалов. Ступенью ниже на феодально-иерархической лестнице стояли другие великие князья – правители хошоутских, дэрбетских, хойтских и др. крупнейших улусов, тайджи, именовавшихся в русских источниках и исследованиях тайнами.
Владение такого тайджи, в свою очередь, состояло из ряда улусов, во главе которых стояли его родственники, члены его омока, являвшиеся самостоятельными правителями, но зависимыми от данного тайджи. Правители таких улусов были , по терминологии ойратских источников, малыми князьями в отличие от тайджи и хана , великих князей. Каждый тайджа располагал своим владением, являвшимся главным условием его власти над малыми князьями.
Князья, нойоны, имевшие в своем владении отдельные улусы, делили их на части, которые раздавали во владение близким родственникам и соратникам. Каждая часть называлась тоже улусом или аймаком, а их владельцы - правители – зайсанги.
Особую группу джунгарских феодалов составляли князь церкви – высшие ламы, права и привилегии которых как об этом говорилось выше, постепенно определялись целым рядом постановлений княжеских чулганов и особенно законами 1640 года. Высшее ламство в Джунгарии, как и по всей Монголии пополнялось почти исключительно выходцами из феодалов, главным образом младшими сыновьями владетельных князей, имевшими мало шансов занять место светских правителей.
Таким образом, класс феодалов в Джунгарском Ханстве разделялся на 4 группы: великие князья, малые князья, зайсанги и высшие ламы.
На другом полюсе ойратского общества находился основной производительный класс – араты. Этот класс разделялся на два сословия: албату – зависимых от светских князей и шабинаров – зависимых от церковных феодалов. Труд аратов был главным источником обогащения феодалов и решающим условием устойчивости феодального государства. Повинности аратов в Джунгарском ханстве в целом не были регламентированы законом. Известны лишь некоторые статьи законов 1640 года и указы Галдан-Бошокту-хана, требовавшие от аратов своевременного и неукоснительного выполнения возложенных на них податей и повинностей. И то же время в общей необязательной форме рекомендовавшие князьям слишком не обременять аратов и проявлять о них заботу. Аратство было привязано к своим господам узами крепостной зависимости.