Общественный и политический строй Джунгарского ханства
Страница 3

Исторические материалы » История Джунгарского Ханства (в книге Златкина И.Я.) » Общественный и политический строй Джунгарского ханства

Структура ойратского общества была довольна сложной. Все исследователи единодушно отмечали наличие в нем сословий , но расходились в определении их числа и характера.

По мнению Н.Бичурина, ойраты делились на 2 сословия: военных и духовных, причем первые, в свою очередь - на группы дворян и податных.

С. Богоявленский насчитывал у ойратов 3 сословия: воинов, черных людей и рабов.

Х. Хаслунд – четыре: «белую кость», т.е. аристократов, «черную кость», т.е. податное население, дарханов, т.е. освобожденных от повинностей, и духовенство.

В биографии Зая – Пандиты несколько раз в разных вариантах говорится о «высших, низших и средних», о великих и малых нойонах», « о духовенстве и мирянах», «о знатных и протонародии».

В тексте «Цааджин бичиг», как заметил еще С. Богоявленский, упоминались улусные чиновники, знаменосцы, трубачи, телохранители, придворные, воины, простолюдины, рабы, великие и малые князья.

Делиб – хутухта утверждается, что население Наробачинского владения разделялось на 2 класса – тайджи и харагу, т.е. на аистократию («белую кость») и на «чернокостных» аратов. Последние разделялись соотвественно их правом и повинностям на группы: хамжилга, албату и дарханов.

Сведения большинства источников говорит о том, что монгольское общество делилось на два класса:

1. феодалы – монопольные собственники земли, пастбищных территорий.

2. крестьяне (араты) – рядовые кочевники скотоводы; лишены собственности на землю; феодально-зависимый класс

Хан Джунгарии был первым лицом в государстве ойратских феодалов. Ступенью ниже на феодально-иерархической лестнице стояли другие великие князья – правители хошоутских, дэрбетских, хойтских и др. крупнейших улусов, тайджи, именовавшихся в русских источниках и исследованиях тайнами.

Владение такого тайджи, в свою очередь, состояло из ряда улусов, во главе которых стояли его родственники, члены его омока, являвшиеся самостоятельными правителями, но зависимыми от данного тайджи. Правители таких улусов были , по терминологии ойратских источников, малыми князьями в отличие от тайджи и хана , великих князей. Каждый тайджа располагал своим владением, являвшимся главным условием его власти над малыми князьями.

Князья, нойоны, имевшие в своем владении отдельные улусы, делили их на части, которые раздавали во владение близким родственникам и соратникам. Каждая часть называлась тоже улусом или аймаком, а их владельцы - правители – зайсанги.

Особую группу джунгарских феодалов составляли князь церкви – высшие ламы, права и привилегии которых как об этом говорилось выше, постепенно определялись целым рядом постановлений княжеских чулганов и особенно законами 1640 года. Высшее ламство в Джунгарии, как и по всей Монголии пополнялось почти исключительно выходцами из феодалов, главным образом младшими сыновьями владетельных князей, имевшими мало шансов занять место светских правителей.

Таким образом, класс феодалов в Джунгарском Ханстве разделялся на 4 группы: великие князья, малые князья, зайсанги и высшие ламы.

На другом полюсе ойратского общества находился основной производительный класс – араты. Этот класс разделялся на два сословия: албату – зависимых от светских князей и шабинаров – зависимых от церковных феодалов. Труд аратов был главным источником обогащения феодалов и решающим условием устойчивости феодального государства. Повинности аратов в Джунгарском ханстве в целом не были регламентированы законом. Известны лишь некоторые статьи законов 1640 года и указы Галдан-Бошокту-хана, требовавшие от аратов своевременного и неукоснительного выполнения возложенных на них податей и повинностей. И то же время в общей необязательной форме рекомендовавшие князьям слишком не обременять аратов и проявлять о них заботу. Аратство было привязано к своим господам узами крепостной зависимости.

Страницы: 1 2 3 4

Политика Галдана –Бошокту-хана
Галдан был ставленником влиятельных кругов Лхасы, возглавлявшихся далай –ламой и дибой. Они стремились к образованию объединенного независимого монгольского феодально-теократического государства под эгидой ламаисткой церкви. Вся деятельность Галдана была подчинена этой цели. Она определяла его внутреннюю и внешнюю политику. Все, кто под ...

Беларусь в войнах конца XYI –XYIII вв.
1558-1582 – Ливонская война (поражение Москвы). Речь Псполитая стала готовиться к новому походу на Москву. 1586- Стефан Баторий умер. Начался период безкоролевья. Москва предложила избрать русского царя, королём РП. И этим объединиться с РП против врагов(татар и турков), т.е. сделать военный союз. Радзивилы, Сапеги поддерживали эту идею ...

Государство Силла
Племя силла, обитавшее в юго-восточной части Кореи с центром в современном уезде Кёнчжу, уже во II—III веках нашей эры вступает на путь завоевательных войн против соседних родоплеменных групп (составлявших союз племен чинхана), таких, как сисан, кочхильсан, исо (совр. Чхондо), ымчибполь, апток (совр. Кёнсан), сильчик (совр. Самчхок), пи ...