Главный собственник земли – хан утверждает распределение кочевий в ханстве, обеспечивая в первую очередь себя и верховного ламу достаточными по количеству и лучшими по качеству пастбищными угодьями, указывая затем места князьям. Вассалы обеспечивали своих и своих приближенных лучшими пастбищами, а все, что оставалось, становилось достоянием рядовых кочевников, подвластных этому князю.
На широко распространившиеся в конце XIX – начала XX вв. случаи продажи и сдачи ее в аренду разного рода европейским предприятиям и учреждениям, правительственными учреждениями Китая и частным людям, причем продавцами земли, сдающими в аренду, были владения.
Таким образом, в феодальную эпоху монгольская земля находилась в форме монопольной собственности владетельных князей, а основной формой проявления этой собственности было монопольное право князей распоряжаться кочевьями. Конкретные формы землепользования были различными в зависимости от различных исторических и природных условий. Во второй половине XIX- начале XX вв. когда монгольские князья столкнулись с буржуазным спросом на их землю, право распоряжаться кочевьями само собой, в порядке естественной эволюции, без каких-либо внутренних потрясений превратилось в право продавать землю и сдавать ее в аренду.
Остановимся коротко на вопросе о роли скота в производстве и общественных отношениях монгольских народов. Скот играл исключительно важную роль в торговом обмене кочевых народов с оседлыми. Лошади, рогатый скот, овцы, верблюды. Огромная доля торговли Монголии приходилась на хозяйства феодалов, владевших многотысячными стадами и табунами, в обмен на которые приобретали предметы роскоши, оружие и т. П. Скот давал все: пищу, жилище, одежду, средства транспорта, всевозможные товары. Разведение скота невозможно без земли, без пастбищ; земля и пастбищные угодья теряют всякое значение без скота.
Значение скотоводства в общественно – политической жизни монгольских народов в описываемое время было огромным. Скот был всеобщим объектом вожделения. Феодалы в форме поборов и повинностей отнимали у аратов столько скота, сколько было возможно, организовывали его угон у соседей. Захват скота был одной из главных задач межфеодальных войн и внутренних усобиц. Феодально зависимое аратство оказывало сопротивление феодалам, стараясь уберечь свои стада, прибегая к самовольным откочевкам, скрывая численность принадлежащего им поголовья, переходя иногда к более активным формам классовой борьбы, сопровождавшимся захватом и разделом стад, принадлежащих феодалам.
Во всем этом проявлялась борьба классов и социальных групп задолго в совокупном общественном продукте, за перераспределение общественного богатства.
Главным принципом организации такого хозяйства являлась раздача скота мелкими партиями на выпас подвластных аратским хозяйствам, обладавшим собственным стадом, достаточным, чтобы гарантировать феодала от возможных потерь. Делиб-хутухта говорил, что в Наробачинском монастыре овцы , рогатый скот и лошади отдавались для выпаса на началах издольщины, т.е. небольшие стада, отары и табуны распределялись между подвластными аилами под их ответственность за вознаграждение в виде части молока и шерсти. Численность выпасаемой отары зависела от величины собственного стада и обеспеченности рабочей силы.