Эволюция идеологии турецкого национализма
Страница 7

Исторические материалы » Эволюция идеологии турецкого национализма

В проблему "тюркизма" различные силы в Турции вкладывают каждая свой смысл. Для идеологов правого толка, сторонников исламо–турецкого (исламо–тюркского) синтеза и крайних националистов эта идея сегодня, как и вчера, увязывается и с исламизмам, и с пантюркизмом. Для большинства же турецкого общества, т.е. главным образом для светских кругов, эта идея означает реализацию давно культивируемых ожиданий тюркского единства на основе культурной, духовной, исторической близости турок к другим тюркским народам. На практике первую идею – негативную нелегко бывает отделить от второй – позитивной. Как, например, оценить стремление отставного генерала Суата Ильхана в статье "Геополитические процессы и тюркский мир" представить этот мир неким геополитическим единством, насчитывающим по всему миру 150 млн. тюрок – со своей собственной историей. Это пантюркистский подход? Турции предоставилась, наконец, реальная возможность распространить свое политическое и экономическое влияние на обширный регион, богатый различными полезными ископаемыми, прежде всего нефтью, которую Турция у себя добывает мало, и имеющий важное геополитическое положение. Бесспорно, было и есть и встречное желание новых государств к всестороннему сближению с Турцией. Этим преследовалась цель – с одной стороны, при содействии Турции обеспечить международное признание и упрочение их суверенитета, с другой – получить от нее финансовую и экономическую помощь для развития национальных культур и экономик.

Турецкий ученый–экономист Х.Гюнугур писал в 1992 г.: "Среднеазиатские республики считают, что они ближе к Турции, нежели к Ирану и арабским странам. Турция – первая из стран, поддержавшая принятие решений этих республик о независимости . Ныне среднеазиатские тюркские республики считают Турцию старшим братом–экспериментатором. Они хотят использовать, насколько это возможно, эксперименты Турции в вопросах многопартийной демократии, свободной рыночной экономики и светского государства. Тот факт, что руководители этих республик первые свои визиты после принятия решений о независимости совершили в Турцию, имеет определенный смысл. Такого рода сближение обеспечивает Турции бесчисленные преимущества на международной арене".

Сразу же вслед за объявлением тюркскими республиками бывшего СССР своей независимости началась серия визитов их руководителей в Турцию с целью добиться от нее их официального признания. Азербайджан объявил о своей независимости 29 октября 1991 г., а 3 ноября премьер–министр Хасан Хасанов был уже в Анкаре. 11 декабря 1991 г. в Анкару прибыла делегация Туркменистана во главе с президентом Ниязовым. В ходе визита туркменская сторона также настаивала на признании ее независимости Турцией. 17 декабря в Анкару прибыла узбекская правительственная делегация во главе с президентом Исламом Каримовым. Главная цель визита была все та же – признание со стороны Турции. было подписано 9 документов, среди которых такие, как Соглашение о принципах и целях сотрудничества, Протокол о договоренностях, Протокол об установлении консульских отношений, Соглашение о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, здравоохранения, спорта и туризма, Соглашение о сотрудничестве в области транспорта и связи. Была достигнута договоренность о предоставлении Узбекистану кредита (первого тогда) 5 млн. долл. Наконец, 24 декабря 1991 г. в Турцию прибыл президент Киргизии Аскар Акаев. было достигнуто согласие о признании Турцией независимости Киргизии и об установлении дипломатических отношений на уровне консульств. Турция и Киргизия подписали два Соглашения: "О дружбе и сотрудничестве" и "Об экономическом и торговом сотрудничестве".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Особенности положения церкви в XV-XVII вв.. Начало реформы. Церковный диктатор
В истории русской церкви уже бывали случаи, когда ее предстоятели изменяли православию. Так в 1438 году глава русской церкви митрополит Исидор на Ферарро - Флорентийском соборе подписал документ (унию) признававший власть римского папы и евхаристический союз православных с католиками. В 1605 году патриарх Игнатий после тайных переговоро ...

Россия второй четверти 19в.
Внутренняя политика: При Николае 1 (1825-1855) заканчивается эпоха «просвещенного абсолютизма». Начинается наступление на политические и экономические права дворянства ради укрепления самодержавия. Борьба с инакомыслием, надзор за тюрьмами, иностранцами, прессой, усилилась цензура, вскрывалась переписка. Недовольных отправляли в ссылку. ...

Новый праздник – День народного единства. Историческое содержание нового праздника: от смуты к Великой России
Разговор о новом празднике 4 ноября надо начинать с того, что в 1612 году в этот день не произошло ровным счетом ничего значимого. Народное ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского одержал победу в битве за Москву и выбило поляков из Китай-города 22 октября 1612 года по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница между ю ...