Издательство «Адабият» и полиграфическая промышленность
Страница 3

Исторические материалы » Развитие книгоиздательства в Кыргызстане » Издательство «Адабият» и полиграфическая промышленность

Художественная литература, выпущенная в течение девятой пятилетки, представлена такими широко известными именами, как писатели Ч.Айтматов, К.Джантошев, К.Баялинов, Т.Сыдыкбеков, Т.Касымбеков, поэты А.Токомбаев, С.Эралиев, М.Абылкасымова, К.Маликов, Ж.Абдыкалыков.

В издательствах велась большая работа по пропаганде лучших произведений русской, советской и зарубежной классики. Количество названий и тиражи переводной литературы с каждым годом расли. Достаточно сказать, что в эти годы киргизские читатели получали более 100 различных переводных книг.

За период, прошедший после 24 сьезда КПСС, появилось немало интересных и актуальных произведений по вопросам становления и развития культурной жизни киргизского народа, по проблемам марксистско – ленинской эстетики, улучшилось издание альбомов, открыток и другой изопродукции.

Качественный перелом в девятом пятилетии произошел и в деятельности «Мектеп». Как известно, оно занималось в основном выпуском учебников и учебных пособий для школ республик с киргизским языком обучения. Ритмичный выпуск учебников в течение года – одна из главных его задач. И в этом деле достигнуты определенные успехи. Большая работа проводилась по снижению обьема каждого названия. Если в 1970 году средний обьем учебников в республике составлял 14,3 издательских листа, то в 1974 году он снижен до 12,4 листа.

Особое внимание уделялось художественному оформлению и полиграфическому исполнению выпускаемых учебников. С этой целью 17 названий школьных учебников переведены на многокрасочную офсетную печать.

В целом развитие художественного оформления киргизской книги началось с привлечения к работе над книгой профессиональных художников – графиков. Сначала работа художника ограничивалась заданным издательством количеством иллюстраций к книге, затем, с появлением в издательствах профессионально подготовленных художественных редакторов, задачи усложнились. Художники начали работать над макетированием издания, полностью создавая цельный и единый организм книги, сообразно цели издания, типу издания и его предназначения для читательских категорий.

В тридцатые годы оформлением киргизской книги периодически занимались В.Образцов, В.Ляхов, Г.Петров и ряд художников, работавших в то время в республиканских газетах.

Профессиональная графика началась в республике с приездом в 1939 году выпускников Московского художественного института Л.Ильиной и А.Михалева, на творчество которых благотворно влияли идеи их учителя, выдающегося художника – графика В.А.Фавороского.

В сороковые годы и начале пятидесятых в оформлении отдельных изданий начали работать Л.Ильина, А.Михалев, Л.Трусковский, А.Сгибнев, Н.Ефременко, И.Белевич, В.Вейс и другие.

В пятидесятые годы издательства республики укрепились профессионально подготовленными кадрами художественных редакторов.

Интерес к книге пробуждался у молодых художников, окончивших центральные вузы и Фрунзенское художественное училище. С середины пятидесятых и в шестидесятые годы в книге начали работать А.Осташов, В.Рогачев, А.Шубин, Б.Джумабаев, В.Гладков, А.Турумбеков и многие другие. Периодически оформляли книги К.Аманкожоев, Д.Кожокметов, М.Оморкулов.

За 15 лет на Межреспубликанских конкурсах республик Средней Азии и Казахстана на лучшие книги по художественному оформлению и полиграфическому исполнению отмечено дипломами и грамотами 217 книг, выпущенных издательствами Киргизии.

На Всесоюзных конкурсах было отмечено 50 киргизских книг.

Многие книги были награждены медалями ВДНХ СССР.

Лучшие иллюстрации к произведениям киргизских писателей экспонировались на Всесоюзных и Международных художественных и книжных выставках, неся образы героев киргизской литературы широкому читателю – героев Токтогула, Токомбаева, Айтматова, народных эпосов и сказок.

Развитию оформления книги содействовало оснащение полиграфии новой техникой.

С введением офсета были переведены на цветную печать многие учебники и детские книги.

Изготовление печатных форм для цветной высокой печати на вариоклишографе повлекло за собой заметное оживление в работе фотографов, перешедших на слайды, и художников, макетирующих фотоиздания, альбомы и книги по искусству. Удачны по художественному оформлению серия однотомников киргизской прозы, серия мировой поэзии. В каждом виде литературы – политической, научной, художественной, детской, учебной и фотоизданиях – немало творческих удач художников и полиграфистов. В настоящее время одной из основных задач, на решение которой направлены силы издателей и художников, - являлось создание иллюстрированных изданий мировой, русской и киргизской классики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Феодальный замок как крепость и жилище феодала. Быт и нравы феодалов
Главным занятием феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж. Поэтому весь быт и нравы феодалов подчинены были в основном потребностям войны. В IX—XI вв. Европа покрылась феодальными замками. Замок— обычное жилище феодала — одновременно являлся крепостью, его убежищем и от внешних врагов, и от соседей- ...

Создание внутренних войск и их деятельность в 1917 - 1941 гг.
Государственное строительство после победы Великой Октябрьской социалистической революции проходило в условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции, противодействия контрреволюционных сил и роста преступности. Обострение классовой борьбы в стране потребовало от новой власти создания правоохранительных и репрессивных орган ...

Назревание конфликта между Севером и Югом
В первой половине Х1Х в., когда движение на западные земли приобрело массовый характер, оформились два потока колонизации – северный и южный, из свободных и рабовладельческих штатов. Несмотря на то что обе системы – рабства и свободного капитализма – сосуществовали в одном государстве, конституции северных штатов запрещали рабство. Их ...