Издательство «Адабият» и полиграфическая промышленность
Страница 3

Исторические материалы » Развитие книгоиздательства в Кыргызстане » Издательство «Адабият» и полиграфическая промышленность

Художественная литература, выпущенная в течение девятой пятилетки, представлена такими широко известными именами, как писатели Ч.Айтматов, К.Джантошев, К.Баялинов, Т.Сыдыкбеков, Т.Касымбеков, поэты А.Токомбаев, С.Эралиев, М.Абылкасымова, К.Маликов, Ж.Абдыкалыков.

В издательствах велась большая работа по пропаганде лучших произведений русской, советской и зарубежной классики. Количество названий и тиражи переводной литературы с каждым годом расли. Достаточно сказать, что в эти годы киргизские читатели получали более 100 различных переводных книг.

За период, прошедший после 24 сьезда КПСС, появилось немало интересных и актуальных произведений по вопросам становления и развития культурной жизни киргизского народа, по проблемам марксистско – ленинской эстетики, улучшилось издание альбомов, открыток и другой изопродукции.

Качественный перелом в девятом пятилетии произошел и в деятельности «Мектеп». Как известно, оно занималось в основном выпуском учебников и учебных пособий для школ республик с киргизским языком обучения. Ритмичный выпуск учебников в течение года – одна из главных его задач. И в этом деле достигнуты определенные успехи. Большая работа проводилась по снижению обьема каждого названия. Если в 1970 году средний обьем учебников в республике составлял 14,3 издательских листа, то в 1974 году он снижен до 12,4 листа.

Особое внимание уделялось художественному оформлению и полиграфическому исполнению выпускаемых учебников. С этой целью 17 названий школьных учебников переведены на многокрасочную офсетную печать.

В целом развитие художественного оформления киргизской книги началось с привлечения к работе над книгой профессиональных художников – графиков. Сначала работа художника ограничивалась заданным издательством количеством иллюстраций к книге, затем, с появлением в издательствах профессионально подготовленных художественных редакторов, задачи усложнились. Художники начали работать над макетированием издания, полностью создавая цельный и единый организм книги, сообразно цели издания, типу издания и его предназначения для читательских категорий.

В тридцатые годы оформлением киргизской книги периодически занимались В.Образцов, В.Ляхов, Г.Петров и ряд художников, работавших в то время в республиканских газетах.

Профессиональная графика началась в республике с приездом в 1939 году выпускников Московского художественного института Л.Ильиной и А.Михалева, на творчество которых благотворно влияли идеи их учителя, выдающегося художника – графика В.А.Фавороского.

В сороковые годы и начале пятидесятых в оформлении отдельных изданий начали работать Л.Ильина, А.Михалев, Л.Трусковский, А.Сгибнев, Н.Ефременко, И.Белевич, В.Вейс и другие.

В пятидесятые годы издательства республики укрепились профессионально подготовленными кадрами художественных редакторов.

Интерес к книге пробуждался у молодых художников, окончивших центральные вузы и Фрунзенское художественное училище. С середины пятидесятых и в шестидесятые годы в книге начали работать А.Осташов, В.Рогачев, А.Шубин, Б.Джумабаев, В.Гладков, А.Турумбеков и многие другие. Периодически оформляли книги К.Аманкожоев, Д.Кожокметов, М.Оморкулов.

За 15 лет на Межреспубликанских конкурсах республик Средней Азии и Казахстана на лучшие книги по художественному оформлению и полиграфическому исполнению отмечено дипломами и грамотами 217 книг, выпущенных издательствами Киргизии.

На Всесоюзных конкурсах было отмечено 50 киргизских книг.

Многие книги были награждены медалями ВДНХ СССР.

Лучшие иллюстрации к произведениям киргизских писателей экспонировались на Всесоюзных и Международных художественных и книжных выставках, неся образы героев киргизской литературы широкому читателю – героев Токтогула, Токомбаева, Айтматова, народных эпосов и сказок.

Развитию оформления книги содействовало оснащение полиграфии новой техникой.

С введением офсета были переведены на цветную печать многие учебники и детские книги.

Изготовление печатных форм для цветной высокой печати на вариоклишографе повлекло за собой заметное оживление в работе фотографов, перешедших на слайды, и художников, макетирующих фотоиздания, альбомы и книги по искусству. Удачны по художественному оформлению серия однотомников киргизской прозы, серия мировой поэзии. В каждом виде литературы – политической, научной, художественной, детской, учебной и фотоизданиях – немало творческих удач художников и полиграфистов. В настоящее время одной из основных задач, на решение которой направлены силы издателей и художников, - являлось создание иллюстрированных изданий мировой, русской и киргизской классики.

Страницы: 1 2 3 4 5

I Мировая война (1914-18гг.)
Образование военных блоков: 20.05.1882г. – Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия), 23.05.1915г. Италия вышла из Тройственного союза. 5.09.1915(14)г. – создание Четвертного союза («Союза четвёрки») (Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция). 04.1904г. – Антанта (Англия, Франция), 31.08.1907г. – вступление России – Тро ...

Культура. Известные деятели Е.Полоцкая, К. Туровский, К. Смолятич
Богатой была культура Беларуси эпохи раннего средневековья. Первой эпиграфической надписью на восточнославянских землях было имя полоцкого князя Изяслава на принадлежавшем ему перстне-печати (10 в.). В 11 в., как следствие принятия христианства, в Полоцк, Туров и другие города проникали оригинальные и переводные произведения отцов церк ...

Борьба за великое княжение в ходе политического объединения на Руси
Основные причины начала объединения русских земель: - экономическая причина - развитие феодальных отношений «вширь» и «вглубь»: происходило распределение этих отношений на всю территорию Северо-Вос-точной Руси и появление наряду с вотчинами условного феодального землевладения; - внутриполитическая причина - возвышение и рост политичес ...