Внешняя политика России в конце XVII - первой четверти XVIII вв.
Страница 2

Исторические материалы » Реформы Петра I » Внешняя политика России в конце XVII - первой четверти XVIII вв.

Царю, уверовавшему в силу флота, представлялось, что флот, обеспечив ему завоевание Азова, обеспечит и его удержание или даже поможет продвинуться и дальше. На 20 октября 1696 г. было назначено важное заседание Боярской думы для решения вопроса заселения Азова и строительство морского флота. Предпринималась необычайно важная и смелая реформа - создание флота, что вызвало ряд новых распоряжений царя. Петр принимает решение послать за границу стольников для изучения морского дела.

Нововведения на этом не кончились. Несколько позже, в декабре 1996 г., царю пришла мысль отправить за границу посольство с поручением собрать широкую коалицию держав против Турции. Немедленно началась подготовка к отправлению посольства, получившего название Великого.

В истории дипломатии трудно найти столь знаменательное предприятие, каким оказалось русское Великое посольство в Западную Европу 1697 – 1698 гг. С точки зрения достижения конкретных внешнеполитических задач оно завершилось неудачей. Однако по своим реальным практическим последствиям оно имело поистине историческое значение прежде всего для развития отношений между Россией и европейскими странами, а в дальнейшем для судьбы всей Европы .

Подводя итоги анализу действий Великого посольства, можно с достаточной степенью уверенности сделать вывод, что наряду с официальной целью – заключением антитурецкого союза – оно имело иную, реальную и более важную для Петра задачу, а именно дипломатическую подготовку войны со Швецией за выход к Балтийскому морю. Можно утверждать, что в ходе посольства Петр стремился к заключению антишведского пакта (переговоры в Бранденбурге и с Августом II). Совершенно очевидно он провел политический зондаж, который позволил ему, во-первых, найти точки соприкосновения с будущими союзниками, а во-вторых, убедиться, что морские державы если не поддержат будущий союз, то не будут препятствовать в его борьбе. Это и было основным итогом Великого посольства о наступательном антишведском союзе.

11 ноября 1699 г. в Преображенском был оформлен русско-саксонский договор, Цель России в этой войне состояла в возвращении русской территории на Балтийском море – Ижорской земли – и Карелии. Петр 30 апреля 1700 г. подписал последний из предложенных датчанами пунктов, чем и было завершено оформление датско-русско-саксонского Северного союза.

К началу XVIII в. международная обстановка в Европе оказывалась весьма благоприятной для борьбы России за возвращение земель на Балтийском побережье, захваченных шведами в начале XVII в. Крупнейшие западноевропейские государства (Англия, Голландия, Австрия, Франция) были поглощены подготовкой к войне за испанское наследство, что исключало возможность их активного вооруженного вмешательства в борьбу на Балтике. С другой стороны, быстрый рост военного могущества Швеции в XVII в., шведские захваты на Балтийском побережье вызывали сильнейшее недовольство и опасения прибалтийских государств (Дании, Польши, Бранденбурга), которые ожидали лишь удобного момента для выступления против Швеции и являлись потенциальными союзниками России .

Глубокая необходимость для молодой, развивающейся России пробиться к морю, к международным торговым путям вызвала ее неизбежное столкновение со Швецией, одним из основных внешнеполитических принципов которой было недопущение России к Балтике.

Для датского, саксонского, как и для бранденбургского правителей была характерна узконаправленная, безынициативная, крайне осторожная внешняя политика. Собственной, завершенной или хотя бы четкой политической концепции у них не было. Сильная экономическая и политическая зависимость от других держав, недальновидность монархов и незавершенность абсолютизма в этих странах вели к тем самым прагматизму и близорукости в политике, которые для петровской России были пройденным этапом, вчерашним днем. Но лично Петр I, как патриот, государственный мыслитель и талантливый политик, далеко обогнал правителей этих стран, не оставивших заметного следа в истории. В этом был залог грядущего прогресса России, русского народа, ярчайшим представителем которого был Петр I .

Страницы: 1 2 3 4 5

Экономическая реформа
Первые годы «перестройки» мало за­тронули существующую экономическую систему. В 1987 г. была принята программа экономической реформы. Главная ее направленность заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управле­ния производством. Но существа административно-командной систе­мы реформа не затрагива ...

Сталинградская битва
Пре­лю­ди­ей лю­бой вой­ны слу­жит ка­кая-ли­бо ди­пло­ма­ти­че­ская дея­тель­ность. По­это­му рас­смот­рим ха­рак­тер внеш­ней по­ли­ти­ки СССР и Гер­ма­нии в 30-х — на­ча­ле 40-х го­дов два­дца­то­го ве­ка. В 1933 го­ду Адольф Гит­лер стал но­вым рейхс­канц­ле­ром Гер­ма­нии. Ре­зуль­та­том это­го ста­ла рез­кая сме­на кур­са внеш­не ...

Политика и экономика
Если события 80-х годов и давали некоторые основания для выводов о резком росте роли экономических факторов во внешнеполитическом курсе Пекина, то изменение расстановки сил на мировой арене на рубеже 80-90-х гг., а также тенденции последнего десятилетия века и особенно события его конца все чаще вызывают у аналитиков ощущение приоритетн ...