Внешняя политика России в конце XVII - первой четверти XVIII вв.
Страница 2

Исторические материалы » Реформы Петра I » Внешняя политика России в конце XVII - первой четверти XVIII вв.

Царю, уверовавшему в силу флота, представлялось, что флот, обеспечив ему завоевание Азова, обеспечит и его удержание или даже поможет продвинуться и дальше. На 20 октября 1696 г. было назначено важное заседание Боярской думы для решения вопроса заселения Азова и строительство морского флота. Предпринималась необычайно важная и смелая реформа - создание флота, что вызвало ряд новых распоряжений царя. Петр принимает решение послать за границу стольников для изучения морского дела.

Нововведения на этом не кончились. Несколько позже, в декабре 1996 г., царю пришла мысль отправить за границу посольство с поручением собрать широкую коалицию держав против Турции. Немедленно началась подготовка к отправлению посольства, получившего название Великого.

В истории дипломатии трудно найти столь знаменательное предприятие, каким оказалось русское Великое посольство в Западную Европу 1697 – 1698 гг. С точки зрения достижения конкретных внешнеполитических задач оно завершилось неудачей. Однако по своим реальным практическим последствиям оно имело поистине историческое значение прежде всего для развития отношений между Россией и европейскими странами, а в дальнейшем для судьбы всей Европы .

Подводя итоги анализу действий Великого посольства, можно с достаточной степенью уверенности сделать вывод, что наряду с официальной целью – заключением антитурецкого союза – оно имело иную, реальную и более важную для Петра задачу, а именно дипломатическую подготовку войны со Швецией за выход к Балтийскому морю. Можно утверждать, что в ходе посольства Петр стремился к заключению антишведского пакта (переговоры в Бранденбурге и с Августом II). Совершенно очевидно он провел политический зондаж, который позволил ему, во-первых, найти точки соприкосновения с будущими союзниками, а во-вторых, убедиться, что морские державы если не поддержат будущий союз, то не будут препятствовать в его борьбе. Это и было основным итогом Великого посольства о наступательном антишведском союзе.

11 ноября 1699 г. в Преображенском был оформлен русско-саксонский договор, Цель России в этой войне состояла в возвращении русской территории на Балтийском море – Ижорской земли – и Карелии. Петр 30 апреля 1700 г. подписал последний из предложенных датчанами пунктов, чем и было завершено оформление датско-русско-саксонского Северного союза.

К началу XVIII в. международная обстановка в Европе оказывалась весьма благоприятной для борьбы России за возвращение земель на Балтийском побережье, захваченных шведами в начале XVII в. Крупнейшие западноевропейские государства (Англия, Голландия, Австрия, Франция) были поглощены подготовкой к войне за испанское наследство, что исключало возможность их активного вооруженного вмешательства в борьбу на Балтике. С другой стороны, быстрый рост военного могущества Швеции в XVII в., шведские захваты на Балтийском побережье вызывали сильнейшее недовольство и опасения прибалтийских государств (Дании, Польши, Бранденбурга), которые ожидали лишь удобного момента для выступления против Швеции и являлись потенциальными союзниками России .

Глубокая необходимость для молодой, развивающейся России пробиться к морю, к международным торговым путям вызвала ее неизбежное столкновение со Швецией, одним из основных внешнеполитических принципов которой было недопущение России к Балтике.

Для датского, саксонского, как и для бранденбургского правителей была характерна узконаправленная, безынициативная, крайне осторожная внешняя политика. Собственной, завершенной или хотя бы четкой политической концепции у них не было. Сильная экономическая и политическая зависимость от других держав, недальновидность монархов и незавершенность абсолютизма в этих странах вели к тем самым прагматизму и близорукости в политике, которые для петровской России были пройденным этапом, вчерашним днем. Но лично Петр I, как патриот, государственный мыслитель и талантливый политик, далеко обогнал правителей этих стран, не оставивших заметного следа в истории. В этом был залог грядущего прогресса России, русского народа, ярчайшим представителем которого был Петр I .

Страницы: 1 2 3 4 5

Президент Кравчук
В основу официальной концепции внешней политики украинского государства была положена четкая европейская ориентация. Украина сразу провозгласила о намерении стать безъядерным государством и начала этот процесс. К марту 1992 г. из Украины в Россию было вывезено 57% тактического ядерного оружия. Однако из-за нарастания напряженности в отн ...

Государственно-политическое реформирование страны
Преобразования проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I. Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учр ...

Культура Камбоджи в Новое время
С XIV в., после начала широкого распространения в Камбодже буддизма хинаяны, определились основные тенденции в развитии камбоджийской литературы. Главными культурными центрами становились буддистские монастыри. Эта тенденция сохранилась и в XVI-XIX вв. В качестве литературного языка в Новое время стал широко использоваться кхмерский язы ...