Летом 1918 г, несмотря на принятые меры, продовольственное снабжение не улучшилось. Это потребовало не только увеличить численность продовольственной армии с 15 до 41 тыс. чел., но и создать дополнительные продотряды, подчинявшиеся еще одному органу Центральному военно-продовольственному бюро при Всероссийском Центральном Совете профессиональных союзов (ВЦСПС). Отряды Военпрофбюро, в отличие от продармии, половину отобранного хлеба отдавали государству, а другую половину передавали тем предприятиям, от которых они снаряжались в деревню. До конца 1918 г. отряды продармии и Военпродбюро, общей численностью 72 тыс. чел., заготовили лишь 67 млн. пудов хлеба, тогда, как потребность в нем для страны по оценкам специалистов составляла 400 млн. пудов. Тяжелое положение с хлебозаготовками предопределило введение с 11 января 1919 г. продовольственной разверстки - одного из мероприятий политики «военного коммунизма», связанного с изменением системы заготовки сельскохозяйственных продуктов. Проведение продразверстки отразилось на организации продармии. К лету 1919 г. в ее составе находилось около 20 полков общей численностью 25 тыс. чел. Продармия комплектовалась красноармейцами, не способными по состоянию здоровья к строевой службе, а также личным составом отрядов Военпродбюро и добровольцами тех категорий, которые не подлежали призыву в Красную Армию. До лета 1920 г. продармейцами удалось заготовить 212,5 млн. пудов хлеба. С отменой продразверстки и введением продналога сопротивление крестьянства реквизициям хлеба сократилось. Продовольственная армия была расформирована, а ее части получили другое предназначение.
Хозяйственная разруха и спекуляция требовали особого внимания к обеспечению работы транспорта, охраны железнодорожных и водных путей сообщения. Поэтому еще в конце 1917 г. были сформированы первые летучие отряды для охраны железных дорог. Уже 30 января 1918 г. СНК образовал Всероссийскую межведомственную чрезвычайную комиссию по охране дорог, которой было поручено формирование железнодорожной охраны. 23 марта 1918г. декретом СНК о централизации управления охраны дорог и повышении их провозоспособности отряды железнодорожной охраны приобрели военную структуру. На 1 июня 1918 г. в их составе насчитывалось 28 тыс. чел. 17 июля 1918 г. СНК издал декрет об учреждении вместо Всероссийской межведомственной чрезвычайной комиссии по охране дорог Управления по охране путей сообщения при Народном Комиссариате путей сообщения (НКПС) штатной численностью 70 тыс. чел. Комплектование осуществлялось исключительно по рекомендациям рабочих профсоюзных и крестьянских организаций. Новое Управление должно было руководить охраной путей сообщения вне районов боевых действий. Для контроля за деятельностью подразделений охраны на местах создавались особые инспекции при губисполкомах. Правовое положение войск по охране железных дорог определялось, статусом НКПС. На них возлагались задачи; охрана путей, станций, складов и других объектов на железных дорогах; недопущение простоя подвижного состава и хищения топлива; обеспечение бесперебойного прохождения грузов; пресечение безбилетного проезда и беспорядочного провоза грузов; борьба с контрреволюционными вооруженными отрядами, действовавшими в полосе железных дорог; содействие Красной Армии. Охрану путей сообщения в районах боевых действий продолжали осуществлять части Красной Армии, руководствуясь при этом инструкцией, утвержденной РВС Республики 2 декабря 1918 г. Внешняя охрана железнодорожных коммуникаций 18 февраля 1919 г. была передана Народному комиссариату по военным делам. Для этих целей привлекались как вооруженные формирования, передаваемые Наркомвоену, так и специально формируемые части Красной Армии. К июню 1919 г. в войсках железнодорожной охраны насчитывалось более 102 тыс. чел. Родственные задачи выполняли войска Главода, предназначенные для охраны водных путей сообщения, перевозки и охраны воинских и продовольственных грузов по воде. С 1918 г. выполнение этих задач было возложено на отряды судоохраны, руководство которыми осуществляло управление главного инспектора указанного ведомства. При штатной численности в 8 тыс. чел., летом 1919 г. на службе состояли 4237 военнослужащих. Для руководства сахарным производством постановлением ВСНХ 25 декабря 1918 г. создается Главный сахарный комитет (Главсахар), которому в июне 1918 г. Московским окружным военным комиссариатом было разрешено создать отряд численностью в 200 чел. Он получил название «Московский летучий отряд вооруженной охраны сахарного производства». В начале 1919 г. штатная численность войск Главсахара была установлена в 5500 чел. Организационно эти войска были сведены в два полка, две отдельные роты и 90 отдельных взводов, дислоцированных в сахаропроизводящих районах России и Украины. Войска выполняли задачи: вывоз сахара с заводов, находившихся в прифронтовой полосе; охрана грузов в пути следования; борьба с расхищением запасов сахара на предприятиях.