Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта
Страница 8

Исторические материалы » Социально-политические причины упадка династии Пехлеви (1960–1978 гг.) » Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта

Для того чтобы установить свой контроль над деятельностью женских организаций, правящие круги в 1959 г. создали Высший совет женщин во главе с сестрой шаха Ашраф Пехлеви, который должен был объединить все женские организации. Главными требованиями женских организаций в 50-х - начале 60-х годов были: предоставление женщинам избирательных прав и уравнение женщин в правах с мужчинами в области семейной жизни, включая право на развод.

В начале 60-х годов активность женских организаций усилилась. Они проводили митинги, публиковали статьи в газетах и журналах, устраивали пресс-конференции, требуя предоставления им избирательных прав. Эти требования враждебно встречались реакционными элементами, особенно мусульманским духовенством.

В январе 1963 г. в Тегеране состоялось несколько массовых женских митингов, участники которых требовали положить конец дискриминации женщин и предоставить им равные права с мужчинами.

В конце концов, правящие круги убедились, что попытки вы вести страну из экономической отсталости без изменения правового положения женщин не могут быть успешными. Перед январским референдумом 1963 г. о реформах было объявлено, что женщины могут участвовать в референдуме, но голосовать они должны, опуская бюллетени в особые, специально для них поставленные урны, и их голоса не будут засчитываться приподведении итогов референдума. В голосовании участвовали только около 17,2 тыс. женщин, из которых 16,4 тыс. высказались за реформы.

В начале 1963 г. был подписан шахский указ о предоставлении женщинам избирательных прав наравне с мужчинами. Указ устанавливал, что отныне женщины могли участвовать в выборах и быть избранными в меджлис и сенат. На основе этого указа правительство в начале марта 1963 г. разработало законопроект, предоставляющий женщинам избирательные права, который затем был утвержден меджлисом и сенатом.

И все же неравенство между мужчинами и женщинами - даже формально-правовое, не говоря уже о фактическом,- продолжало сохраняться. В уголовном и гражданском кодексах Ирана остались статьи, дискриминирующие женщин. Положение о государственных служащих исключало возможность занятия женщинами юридических постов. Из гражданского кодекса не были исключены статьи, ущемлявшие права женщин в отношении порядка наследования, подданства и национальной принадлежности, семейной жизни (брака, развода, алиментов), опеки и т. д. Ряд статей гражданского кодекса устанавливал, что родители, дети, супруги и другие лица женского пола, имеющие по иранским законам право на наследство, могут получать его в размере вдвое меньшем по сравнению с соответствующими наследниками мужского пола.

В случае брака между подданными разных государств их личные и финансовые дела, а также отношения между родителями и детьми должны решаться на основе законов того государства, подданным которого является муж. Любая иностранка, вышедшая замуж за иранца, считается иранской подданной. Дети, рожденные от отца-иранца, независимо от того, где они родились - в Иране или за его пределами, и независимо от подданства матери, рассматриваются как иранские подданные.

Вступление в брак разрешается для юношей по достижении 18 лет, а для девушек - уже в 15 лет. Гражданский кодекс устанавливает, что главой семьи является муж и все отношения между супругами должны исходить из этого положения. Жена должна жить в доме мужа, который может запретить жене работу или службу, не приносящую, по его мнению, пользы семье.

В 60-х годах продолжали существовать многие женские организации, действовавшие в 50-х годах. Высший женский совет во главе с Ашраф Пехлеви не оправдал возлагавшихся на него надежд и в связи с этим в 1966 г. был заменен Организацией женщин Ирана, возглавляемой той же принцессой. Руководящий орган этой организации создавался наполовину из избираемых членов и наполовину из лиц, назначаемых Ашраф1 Пехлеви. Тем самым правящие круги стремились подчинить своему контролю деятельность организации и отвлечь ее от политической борьбы.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Быт и нравы семьи Петра Первого и его окружения
Титул царя обязывал Петра претерпевать многие связанные с ним неудобства, но тяжелее всего ему давалась сдержанность, ибо молодость и жгучий темперамент оказывались сильнее разума и строгих канонов дворцового и церковного чина. Особенно нетерпимыми для сторонников благочиния были наезды царя в еретическую Немецкую слободу, где правил ба ...

«Всемирный» характер исторического охвата хронографов
Е. Г. Водолазкин заостряет внимание на том, что различия между хронографией и летописанием как двумя типами исторического повествования в древнерусской литературе носят принципиальный характер, они соответствуют двум разным типам истории - всемирной и национальной. Хронографические сочинения были посвящены описанию всемирной истории, л ...

Свиток второй. Рассуждение о народе
Сплоченность (людей) и взаимная поддержка (проистекает оттого, что ими) управляют как добродетельными; разобщенность людей и взаимная слежка (проистекают оттого, что ими) управляют словно порочными. Там, где (к людям относятся) как к добродетельным, проступки скрываются; там же, где (к людям относятся) как к порочным, преступления жесто ...