Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта
Страница 7

Исторические материалы » Социально-политические причины упадка династии Пехлеви (1960–1978 гг.) » Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта

В 1941 г., после отречения Реза-шаха, старый порядок фактически был восстановлен, и женщины в чадре появились на улицах Тегерана и других городов. В послевоенные годы, вплоть до последнего времени, многие женщины носили чадру.

Издание шахского указа о снятии чадры и допуск женщин на работу в государственных и частных предприятиях и учреждениях мало что изменили в тяжелой доле иранских женщин. Тегеранская газета «Атеш» 13 января 1961 г., например, писала: «Несмотря на то, что женщины получили право не носить чадру, учиться в школах и институтах, их можно назвать самыми обездоленными, отсталыми и несчастными женщинами мира». Сохранялась в больших масштабах проституция. В ежегоднике «Иран Альманах» за 1961 г. сообщалось, что в 1960 г. в Тегеране имелся специальный квартал, в котором было 380 публичных домов. Публичные дома существовали и в других городах.

Приниженность и неравноправность положения иранских женщин приводила «тому, что многие из них кончали жизнь самоубийством. В течение одних суток, сообщалось в том же ежегоднике, в Тегеране происходит 20 покушений на самоубийство, из которых в среднем два кончаются смертью. При этом в семи случаях из десяти самоубийства совершают женщины. Особенно часто самоубийства совершают женщины в возрасте до 25 лет.

В политической жизни страны женщины были лишены всяких трав. По избирательному закону Ирана все женщины наряду с ворами, убийцами, злостными банкротами, нищими, бродягами и мошенниками не имели права участия в выборах в меджлис и сенат, а также права быть избранными в эти представительные учреждения. Что же касается выборов в провинциальные, областные и городские энджумены, то в законе о выборах ничего не говорилось о правах женщин. Но фактически женщинам до 1963 г. не разрешалось участвовать в выборах в эти органы.

Бесправное положение женщин в иранском обществе и устранение их из общественно-политической, а в значительной мере и из экономической жизни страны было одним из варварских пережитков средневековья. Этот пережиток почти полностью исключал половину всего населения Ирана из активной жизни, и сохранение его препятствовало экономическому и политическому развитию страны.

В борьбе за раскрепощение и завоевание политических прав, прогрессивно настроенные женщины создавали различные организации. Власти с целью отвлечь внимание женщин от борьбы за политические права стремились подчинить своему влиянию женские организации и.направить их активность в русло благотворительной деятельности. Множество женских организаций появилось в Иране после отречения Реза-шаха. В 1944 г. был создан Совет иранских женщин во главе с женой генерала Фируза. В 1955 г. с целью оказания помощи женщинам, находящимся в заключении, и их детям была создана женская организация «Новый путь» во главе с Пирзаде. В 1956 г. было основано Женское общество культуры, в 1959 г.- Общество пробуждения женщин, в 1961 г.- Общество женщин-юристов и Общество девушек и женщин. Существовали и другие женские организации. Но все они не были массовыми: число их членов в лучшем случае достигало нескольких сот.

Самой массовой женской организацией, действовавшей в Иране в годы второй мировой войны и после ее окончания, была Демократическая организация женщин Ирана, примыкавшая к Народной партии Ирана и входившая в Международную демократическую федерацию женщин. Эта организация требовала предоставления - женщинам избирательных и других политических прав, уравнения их в правах с мужчинами в семейной жизни, выплаты женщинам равной с мужчинами заработной платы за равный труд и предоставления льгот по беременности я родам женщинам, работающим на предприятиях и в учреждениях.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

«Динамика капиталов» в учении А. Смита
Большое внимание Смит уделяет динамике капиталов, так как рост капиталов есть причина увеличения производства. При нехватке капиталов большая часть капиталов возникающего общества направляется прежде всего к земледелию, затем к промышленности и, наконец, к торговле чужими землями. Накопление капитала есть результат бережливости, состоя ...

Восстание 1863 г. в Беларуси
Общественно-политические и социально-экономические условия развития Беларуси во второй половине XIX в. привели к восстанию. Подъем крестьянского движения был вызван надеждами получить действительную свободу, недовольством положением «временнообязанных». Это совпало по времени с национально-освободительным восстанием, которое охватило в ...

Историография вопроса
Гуманистические и демократические настроения Тагора, несмотря на все барьеры, воздвигавшиеся и колониальными властями, и крайними, шовинистическими настроенными кругами в азиатских странах, делали его активным борцом за мир, демократию и гуманизм, говорится в книге Е. Бросалиной «О гуманизме драматургии Рабиндраната Тагора». В книге Б. ...