Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта
Страница 7

Исторические материалы » Социально-политические причины упадка династии Пехлеви (1960–1978 гг.) » Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта

В 1941 г., после отречения Реза-шаха, старый порядок фактически был восстановлен, и женщины в чадре появились на улицах Тегерана и других городов. В послевоенные годы, вплоть до последнего времени, многие женщины носили чадру.

Издание шахского указа о снятии чадры и допуск женщин на работу в государственных и частных предприятиях и учреждениях мало что изменили в тяжелой доле иранских женщин. Тегеранская газета «Атеш» 13 января 1961 г., например, писала: «Несмотря на то, что женщины получили право не носить чадру, учиться в школах и институтах, их можно назвать самыми обездоленными, отсталыми и несчастными женщинами мира». Сохранялась в больших масштабах проституция. В ежегоднике «Иран Альманах» за 1961 г. сообщалось, что в 1960 г. в Тегеране имелся специальный квартал, в котором было 380 публичных домов. Публичные дома существовали и в других городах.

Приниженность и неравноправность положения иранских женщин приводила «тому, что многие из них кончали жизнь самоубийством. В течение одних суток, сообщалось в том же ежегоднике, в Тегеране происходит 20 покушений на самоубийство, из которых в среднем два кончаются смертью. При этом в семи случаях из десяти самоубийства совершают женщины. Особенно часто самоубийства совершают женщины в возрасте до 25 лет.

В политической жизни страны женщины были лишены всяких трав. По избирательному закону Ирана все женщины наряду с ворами, убийцами, злостными банкротами, нищими, бродягами и мошенниками не имели права участия в выборах в меджлис и сенат, а также права быть избранными в эти представительные учреждения. Что же касается выборов в провинциальные, областные и городские энджумены, то в законе о выборах ничего не говорилось о правах женщин. Но фактически женщинам до 1963 г. не разрешалось участвовать в выборах в эти органы.

Бесправное положение женщин в иранском обществе и устранение их из общественно-политической, а в значительной мере и из экономической жизни страны было одним из варварских пережитков средневековья. Этот пережиток почти полностью исключал половину всего населения Ирана из активной жизни, и сохранение его препятствовало экономическому и политическому развитию страны.

В борьбе за раскрепощение и завоевание политических прав, прогрессивно настроенные женщины создавали различные организации. Власти с целью отвлечь внимание женщин от борьбы за политические права стремились подчинить своему влиянию женские организации и.направить их активность в русло благотворительной деятельности. Множество женских организаций появилось в Иране после отречения Реза-шаха. В 1944 г. был создан Совет иранских женщин во главе с женой генерала Фируза. В 1955 г. с целью оказания помощи женщинам, находящимся в заключении, и их детям была создана женская организация «Новый путь» во главе с Пирзаде. В 1956 г. было основано Женское общество культуры, в 1959 г.- Общество пробуждения женщин, в 1961 г.- Общество женщин-юристов и Общество девушек и женщин. Существовали и другие женские организации. Но все они не были массовыми: число их членов в лучшем случае достигало нескольких сот.

Самой массовой женской организацией, действовавшей в Иране в годы второй мировой войны и после ее окончания, была Демократическая организация женщин Ирана, примыкавшая к Народной партии Ирана и входившая в Международную демократическую федерацию женщин. Эта организация требовала предоставления - женщинам избирательных и других политических прав, уравнения их в правах с мужчинами в семейной жизни, выплаты женщинам равной с мужчинами заработной платы за равный труд и предоставления льгот по беременности я родам женщинам, работающим на предприятиях и в учреждениях.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Положение церкви в XVI-XVII веках
Как уже говорилось, духовенство, точнее церковь, поскольку юридически земля принадлежала патриархии, митрополичьим и архиерейским кафедрами монастырям, выступала как класс феодалов. Церкви принадлежало до 1/3 всех обработанных земель и феодально зависимых крестьян. Кроме того, монастыри вели обширную торговлю, занимались ростовщичеством ...

Причины хозяйственного упадка Римской Империи.
Основой государственной модели Рима была прямая демократия, главным органом власти которой являлось народное собрание собственников земельных участков, составлявших, по сути, территорию этого небольшого государства Переход римлян к провинциальной системе управления вместе с созданием Средиземноморской державы стал главной причиной криз ...

Границы и торговые сношения
Торговая деятельность по Оке получила новую силу с тех пор, как берега этой реки покрылись городками. Ока все более и более становилась главным путем сообщения между Болгарией и южной Русью. Старинные города Муром и Рязань, по-видимому, отличались своею зажиточностью. Читая слова упомянутого сказания о том, как татары, взявши Рязань, ме ...