Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта
Страница 7

Исторические материалы » Социально-политические причины упадка династии Пехлеви (1960–1978 гг.) » Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта

В 1941 г., после отречения Реза-шаха, старый порядок фактически был восстановлен, и женщины в чадре появились на улицах Тегерана и других городов. В послевоенные годы, вплоть до последнего времени, многие женщины носили чадру.

Издание шахского указа о снятии чадры и допуск женщин на работу в государственных и частных предприятиях и учреждениях мало что изменили в тяжелой доле иранских женщин. Тегеранская газета «Атеш» 13 января 1961 г., например, писала: «Несмотря на то, что женщины получили право не носить чадру, учиться в школах и институтах, их можно назвать самыми обездоленными, отсталыми и несчастными женщинами мира». Сохранялась в больших масштабах проституция. В ежегоднике «Иран Альманах» за 1961 г. сообщалось, что в 1960 г. в Тегеране имелся специальный квартал, в котором было 380 публичных домов. Публичные дома существовали и в других городах.

Приниженность и неравноправность положения иранских женщин приводила «тому, что многие из них кончали жизнь самоубийством. В течение одних суток, сообщалось в том же ежегоднике, в Тегеране происходит 20 покушений на самоубийство, из которых в среднем два кончаются смертью. При этом в семи случаях из десяти самоубийства совершают женщины. Особенно часто самоубийства совершают женщины в возрасте до 25 лет.

В политической жизни страны женщины были лишены всяких трав. По избирательному закону Ирана все женщины наряду с ворами, убийцами, злостными банкротами, нищими, бродягами и мошенниками не имели права участия в выборах в меджлис и сенат, а также права быть избранными в эти представительные учреждения. Что же касается выборов в провинциальные, областные и городские энджумены, то в законе о выборах ничего не говорилось о правах женщин. Но фактически женщинам до 1963 г. не разрешалось участвовать в выборах в эти органы.

Бесправное положение женщин в иранском обществе и устранение их из общественно-политической, а в значительной мере и из экономической жизни страны было одним из варварских пережитков средневековья. Этот пережиток почти полностью исключал половину всего населения Ирана из активной жизни, и сохранение его препятствовало экономическому и политическому развитию страны.

В борьбе за раскрепощение и завоевание политических прав, прогрессивно настроенные женщины создавали различные организации. Власти с целью отвлечь внимание женщин от борьбы за политические права стремились подчинить своему влиянию женские организации и.направить их активность в русло благотворительной деятельности. Множество женских организаций появилось в Иране после отречения Реза-шаха. В 1944 г. был создан Совет иранских женщин во главе с женой генерала Фируза. В 1955 г. с целью оказания помощи женщинам, находящимся в заключении, и их детям была создана женская организация «Новый путь» во главе с Пирзаде. В 1956 г. было основано Женское общество культуры, в 1959 г.- Общество пробуждения женщин, в 1961 г.- Общество женщин-юристов и Общество девушек и женщин. Существовали и другие женские организации. Но все они не были массовыми: число их членов в лучшем случае достигало нескольких сот.

Самой массовой женской организацией, действовавшей в Иране в годы второй мировой войны и после ее окончания, была Демократическая организация женщин Ирана, примыкавшая к Народной партии Ирана и входившая в Международную демократическую федерацию женщин. Эта организация требовала предоставления - женщинам избирательных и других политических прав, уравнения их в правах с мужчинами в семейной жизни, выплаты женщинам равной с мужчинами заработной платы за равный труд и предоставления льгот по беременности я родам женщинам, работающим на предприятиях и в учреждениях.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Особенности древневосточной деспотии
Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а сами ...

Успехи в развитии государственного начала.
Так преобразился правительственный строй удельного Московского княжества после того, как оно превратилось в великорусское Московское государство. В исторической литературе иногда отмечается, что до самого смутного времени Московское государство в существе своем оставалось вотчиной своих государей, не было еще государством в настоящем см ...

Джунгарское ханство в конце XVI – начале второй половины XVII веке
Самыми характерными чератми правления Батур-хунтайджи и его первого преемника были, во –первых, установление новых форм связи сотрудничества между центором ойратских владений и Джунгарии и ханствами, образовавшимися в Кукуноре и на Волге; во – вторых, стремление к ликвидации междоусобной борьбы и объединению сил владетельных князей для ...