Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта
Страница 6

Исторические материалы » Социально-политические причины упадка династии Пехлеви (1960–1978 гг.) » Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта

В феврале 1973 г. между министром по делам науки и высшего образования и французским послом было подписано соглашение об основании университета имени Авиценны в Хамадане. По соглашению французское правительство обязалось оказать Ирану помощь в создании университета и направить для этой цели в Хамадан группу преподавателей и оборудование. Преподавание в Хамаданском университете будет вестись на персидском и французском языках. В ноябре 1975 г. во время визита канцлера ФРГ Г. Шмидта в Иран в Тегеране было подписано ирано-западногерманское соглашение о создании университета в Реште, преподавание в котором будет вестись на немецком языке. Строительство университета будет финансироваться Ираном, а ФРГ обеспечит его техническими и преподавательскими кадрами. В течение пятого пятилетнего плана (1973-1978) намечено основать новые университеты в Кермане, Мешхеде и других городах.

В стране имеются также Политехнический и Педагогический институты (в Тегеране), Высшая школа торговли, сельскохозяйственные институты (в Кередже и Резайе), Высшая школа акушерства, Институт статистики, Банковский институт, Высшее училище гражданской авиации и ряд других гражданских высших учебных заведений. Иранская армия, полиция и жандармерия имеют свои специальные высшие учебные заведения: Академию генерального штаба, Высшее офицерское училище и др.

Обучение в высшей школе платное. Высокая плата за обучение лишает возможности получить высшее образование детей малообеспеченных родителей, в первую очередь детей рабочих и крестьян.

Как было сказано выше, страна испытывает весьма острый недостаток в технических кадрах и медицинском персонале. Но правительству не удалось осуществить поворот в ориентации высшей школы - с гуманитарного профиля на технический и медицинский. По-прежнему в 1972/73 г. около половины всех студентов вузов обучались на гуманитарных факультетах, и с 1968/69 г. существенных изменений в распределении их по специальностям не произошло. Об этом свидетельствуют данные, показывающие распределение студентов всех вузов по специальностям (в %)

Лечение в больницах и врачебная помощь в Иране платные. Даже в Организации социального страхования приходится платить, и немало, за врачебную помощь.

Особенно плохо обстояло дело с медицинской помощью в деревне. До середины 60-х годов она фактически отсутствовала.

С целью продвинуть современную медицину в деревню в 1964 г. -был организован «корпус здравоохранения». Он создавался на таких же основах, что и «корпус просвещения», с той только разницей, что в него призывались лица, имеющие медицинское образование. Перед «корпусом здравоохранения» была поставлена задача поднять уровень здравоохранения в сельской местности путем лечения и предупреждения болезней, проведения прививок против эпидемических заболеваний, улучшения гигиенических и санитарных условий.

Полиции было дано указание не допускать появления женщин в чадре в общественных местах и на улицах. Не всеми женщинами указ о снятии чадры был встречен одобрительно. Дело в том, что для значительной части городских женщин из малосостоятельных семей чадра, состоящая из большого куска материи, чаще всего черного цвета, в которую женщины закутывались с головой, оставляя только просвет для глаз, заменяла верхнюю одежду. Что касается деревенских женщин, то многие из них и до издания указа не носили чадру, так как она мешала полевым работам. Не носили чадру, как правило, и женщины из кочевых и полукочевых племен, пользовавшиеся большей свободой и уважением со стороны мужчин по сравнению с женщинами оседлых районов. Это связано с тем, что женщины играют весьма важную роль в жизни племен. Они выполняют основные домашние работы, доят скот, кормят молоком ягнят и козлят, приготовляют пищу и молочные продукты, прядут шерсть, ткут ковры, заготовляют топливо, ведут подготовку к передвижению лагеря, выбирают место для лагеря, разбивают палатки. Часто они вмешиваются в дела управления племенами. Особенно велика роль женщин в общественной жизни тех племен, у которых в большей мере сохранились пережитки дофеодальных отношений и материнского права, например у племен кохгилуйе в Западном Фарсе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9